О детском чтении

Если ребенку непонятен текст, то у него пропадает мотивация. Заставлять себя, чтобы расширить собственный кругозор или получить представление о предмете, дети не будут. Скорее, начнут саботировать чтение или открыто протестовать против него.

И родителям, которые думают об успешности ребенка (а это важно!), нужно серьезно относится к пониманию. Не только наблюдать за прогрессом в складывании слогов, не только следить за скоростью и отмечать, сколько прочитано. Важно, чтобы дети понимали то, что прочитали или услышали.

Что способствует пониманию?

Регулярное чтение

Даже за собой – взрослым человеком с филфаком за плечами и профессией, напрямую связанной с текстами, – я замечаю вот что: чем больше я читаю, тем легче мне дается осмысление текста. Бывают периоды, когда читать некогда. Из них сложно выйти, мешают дела, соцсети, усталость, повседневная рассеянность. Но стоит два, три дня подряд откладывать телефон и браться за книгу – и осмыслять текст становится легче.

У детей так же. Чтобы они понимали то, что им читают, нужно сделать время за книгой привычкой, частью жизни. Да, для этого придется потеснить другие занятия. Но оно того стоит: ребенок будет легче, быстрее, а главное, качественнее вникать в то, что ему читают.

Чтение небольшими порциями

Все адекватные люди понимают: если съесть три килограмма апельсинов за раз, дефицит витамина С не восполнишь, просто будет плохо. Лучше есть фрукты каждый день, но понемногу. С чтением (да и с другими занятиями) так же: регулярная практика гораздо эффективнее часов за книгой. Ведь ребенок – существо подвижное, и внимание его концентрируется ненадолго. Поэтому лучше почитать 5–10 минут, но с вниманием и удовольствием, чем час, но со скукой или слезами.

Да, такая практика не позволит фотографировать книжные башни: вряд ли вы прочитаете с шестилеткой десяток книг за месяц. Но стоит ли желание похвастаться качественно и с удовольствием прочитанной одной книги?

Создание среды для чтения

Как известно, когда человек учится, у него в голове формируются новые нейронные связи. Но они плохо формируются в ситуации стресса или болезни. Чтение сродни учебе: чтобы понимать прочитанное и получать от этого удовольствие, нужно пребывать в спокойном позитивном состоянии.

Поэтому важна среда для чтения: удобное светлое место, благожелательное отношение и время, когда ребенок не устал и не голоден. Во что бы то ни стало выполнять дневную норму, если он пришел из школы не в настроении или если вы поссорились, – плохая идея. Прочитано-то будет, но понято ли? Вопрос.

И да, лучше пропустить денек, если он сложился тяжело и неудачно. Но зато следующим вечером сесть за книгу в спокойном и радостном расположении духа. Кому нужны эти прочитанные насильно страницы?
Из статьи Марии Минаевой