Условия для чтения
Два основных условия для чтения: поза и освещение.
Есть устоявшееся мнение, что чтение в темноте портит зрение — это верно, но так же верно и обратное — яркий свет сильно напрягает глаза.
Для чтения лучше всего рассеянный свет от нескольких источников. Проверить освещение просто:
Поднимите руку на 30 сантиметров над книгой — если тень четкая и яркая, то освещения слишком много. Желательно отсутствие тени.
Лучшая поза для чтения — сидя, прижавшись спиной к спинке стула.
Ускоритель чтения, который всегда с собой
Сегодня можно найти множество «ускорителей чтения», но ни один из них не сравнится с рукой.
При чтении наши глаза непрерывно двигаются рывками по тексту. Для того чтобы что-то прочитать необходимо остановить взгляд на слове и только потом двигаться к следующему. Средняя скорость чтения — 240 слов в минуту, т.е. по четыре слова в секунду.
Использование руки при чтении. Вытяните указательный палец и двигайтесь при чтении вдоль каждой строки.
Иллюстрация из книги: как пользоваться указательным пальцем.
Когда дойдете до конца строки — перейдите к началу следующей. Возможно, это покажется неудобным, но как только привыкните помогать себе рукой — скорость чтения увеличится на 10-20%, но для этого нужна тренировка.
Примечание: Я так и не смог приучить себя к чтению с помощью руки. Возможно из-за использования читалки, но при чтении бумажных книг — помогает. Пробежать книгу в магазине или библиотеке и понять ее суть занимает минут 20.
Но для этого нужно не только помогать себе рукой, но и пропускать «воду» в тексте.
Возвращение по тексту
Читая мы постоянно возвращаемся глазами назад и заново пробегаемся по тексту. Обычно мы делаем это неосознанно, просто из привычки. Плохой привычки. Еще существует осознанное возвращение по тексту — это когда нам кажется, что мы не поняли написанного текста. Тогда, возвращаясь к нужному участку, мы его перечитываем и снова ищем место, на котором остановились. На это тратится время.
Возвращение по тексту — не самый лучший способ повысить понимание прочитанного, но он работает.
Если взять линейку и вести ей по строке, то она будет служить указателем для глаз. Основной минус линейки — она выделяет всю строку, а значит мы можем возвращаться к ее началу. Лучше использовать руку.
Понимание и контроль над возвращением по тексту — важный шаг к скорочтению.
Как видеть больше одного слова за раз
Если при чтении захватывать взглядом хотя бы по три слова вместо одного — скорость увеличится в три раза. Хоть это и кажется сложным, но на самом деле легко. Ведь еще в школе мы научились читать сначала по буквам, потом по слогам, а потом и читая слово целиком. Все дело в практике.
Если вы научились помогать себе рукой при чтении, то заметили что стали реже возвращаться по тексту. Хорошее упражнение для закрепления результата: прочтите отрывок простой книги за три минуты. Сделайте отметку и прочитайте еще раз, за те же три минуты.
Читая отрывок в третий раз, постарайтесь продвинуться дальше первой отметки и поставьте следующую. Все так же — три минуты. Повторите предыдущий пункт и поставьте новую отметку.
На этот раз за три минуты прочтите максимально возможный объем текста и поставьте четвертую отметку.
Начните читать от четвертой отметки и прочтите максимально много, за три минуты. Посчитайте количество слов в отрывках 1-2 и 4-5, сравните и убедитесь в увеличении объема прочитанного.
Практика поможет закрепить навык быстрого чтения и охвата более чем одного слова.
Хватит мысленно произносить слова
Мысленное произношение слов проходит несколько стадий. Когда мы только научились читать — шевелили губами, не произнося слов вслух. У некоторых осталась эта привычка.
Избавиться от нее просто: при чтении зажмите между губами карандаш, либо шипите/свистите. Через несколько дней практики — привычка будет искоренена.
Следующая стадия — шевеление гортанью, при чтении, как во время разговора. Избавиться от этой привычки поможет самоконтроль.
Заключительная стадия — мысленное произнесение прочитанных слов. Возможно вы не замечаете, но скорее всего, делаете это. Бесполезно, и даже вредно, пытаться отучиться от мысленного произношения. Чаще всего, если контролировать его, будет страдать понимание текста — то что не было произнесено в голове не понимается.
Действенный способ — читать быстрее, чем можете произносить в голове. Даже если какие-то слова будут произноситься — скорость чтения увеличится.
Упражнение: читайте максимально быстро, не задерживаясь на сложных словах и не возвращаясь по тексту. Помогайте себе рукой и не старайтесь отучиться мысленно произносить прочитанное. Просто читайте максимально быстро. Здесь важно не понимание текста, а скорость чтения.
Благодаря практике вы сможете отучиться от мысленного произношения.
Ключ к успеху в скорочтении — постоянная практика.
Начав изучать скорочтение, не возвращайтесь к старому способу чтения, пока не будете удовлетворены результатом. Но даже потом будет куда расти.
Это базовые навыки для повышения скорости чтения. Если информация была полезна, то в следующей статье изложу способы чтения разных видов текста и расскажу про техники запоминания.
Источник: Питер Камп. Скорочтение.