Тогда приходит Иисус из Галилеи на Иордан к Иоанну креститься от него. Иоанн же удерживал Его и говорил: мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне? Но Иисус сказал ему в ответ: оставь теперь, ибо так надлежит нам исполнить всякую правду. Тогда Иоанн допускает Его.
Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: — и се, отверзлись Ему небеса, и увидел Иоанн Духа Божия, Который сходил, как голубь, и ниспускался на Него. И был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение! (Мф.3,13-17)
Под небом знойной Палестины
Красив священный Иордан,
Когда поднимется туман
От тихо дремлющей равнины
И в зыбь хрустальную нежна
Посмотрит южная луна.
Чаруют воды Иордана
Своей святыней мировой:
Крещенье принял над Собой
В них Иисус от Иоанна.
Раскрыло небо здесь чертог
И явлен Триединый Бог.
И. Лебединский
Праздник установлен в память о евангельском событии, когда 30‑летний Иисус Христос крестился от Иоанна Предтечи в водах Иордана. Крестившись от Иоанна, Христос исполнил «правду», то есть верность и послушание заповедям Божьим. Святой Иоанн Предтеча принял от Бога повеление крестить народ в знак очищения грехов. Как человек, Христос должен был «исполнить» эту заповедь и, следовательно, креститься от Иоанна. Этим Он подтвердил святость и величие действий Иоанна, а христианам на вечное время дал пример послушания воле Божьей и смирения.
Своим крещением в Иордане спаситель положил начало таинству крещения ‑ одному из семи главных церковных таинств, через которое человек как бы заново рождается для жизни во Христе. Трехкратное погружение (каждого верующего во Христа) в таинстве Крещения изображает смерть Христову, а исхождение из воды – приобщение тридневному Его Воскресению.
Праздник Крещения называют еще Богоявлением, потому что при Крещении Господа было явление всех Лиц Святой Троицы: Голос Бога Отца свидетельствовал о Сыне, Сын Божий крестился от рук Иоанна в реке Иордан, а Дух Святой в виде голубя сошел на Сына.
Еще этот праздник называется днем Просвещения и праздником Светов, потому что Бог есть Свет и явился просветить «седящих во тьме и сени смертней» и спасти по благодати падший человеческий род. В древней Церкви был обычай крестить оглашенных в навечерие Богоявления, так как Крещение и является духовным просвещением людей.
Крещение Иисуса Христа празднуется 19 января по новому стилю.
Из истории праздника Крещения
Начало празднования Богоявления относится ко временам святых апостолов. В своих установлениях они заповедуют праздновать Крещение Господне, так как в этот день совершилось явление Божества Иисуса Христа. В Православной Церкви этот праздник отмечается так же торжественно, как и Рождество Христово. Сами последования богослужений в эти праздники очень схожи между собой. День, предшествующий празднику Крещения Господня, именуется Крещенским сочельником. По своему уставу он вполне соответствует сочельнику Рождественскому и также является днем строгого поста.
Святая Церковь в празднике Крещения Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних лжеучителей, пытавшихся мыслью и словом человеческим объять Творца мира. Церковь показывает необходимость Крещения для верующих во Христа, внушает нам чувство глубокой благодарности к Просветителю и Очистителю нашего греховного естества. Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святого Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары святого Крещения для сохранения в чистоте той драгоценной одежды, о которой говорит нам праздник Крещения: «Елицы во Христа крестистеся, во Христа облекостеся».
См. в Евангелии: от Матфея 3, 13 — 17; 4,16; от Марка. 1, 9 — 11; от Луки. 3, 21 — 22, послание к Галатам 3, 27.
Великая Агиасма
В Крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (только два раза в году) в храмах после Божественной литургии совершается чин великого освящения воды – торжественно, с крестным ходом на реки и водоёмы, в воспоминание Крещения Спасителя, освятившего все водное естество земли Своим погружением в воды Иорданские. На водных источниках во льду прорубается особое отверстие, обычно крестообразной формы, традиционно именуемое «иордань».
И в крещенский сочельник и в сам день Крещения Господня (18 и 19 января) вода освящается по чинопоследованию Великого освящения, носит название «Великая Агиасма» (греч. «Святыня»), имеет одинаковое достоинство и удивительные свойства. В ней преодолеваются законы природы, «побеждается естества чин». Эта вода имеет чудесное свойство не портиться в течение года и даже многих лет, даже если ее держать в закрытом сосуде. Об этом свидетельствовал еще в IV века святитель Иоанн Златоуст, и в этом может убедиться любой на собственном опыте. Крещенская вода есть одно из многих свидетельств неотмирной природы Церкви, уже здесь, на земле, причастной Церкви Небесной.
Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в каждом доме православного христианина. Ее бережно хранят в святом углу, возле икон.
Крещенская вода освящает, исцеляет благодатью Божией каждого человека, с верой пьющего ее. Как и святое Причастие, она принимается только натощак. Ее пьют больные, ослабевшие люди, и по вере выздоравливают и укрепляются. Старец иеромонах Серафим Вырицкий всегда советовал окроплять крещенской водой продукты и саму пищу. Он говорил, что сильнее лекарства, чем святая вода и освященное масло, нет. Святая вода гасит пламя страстей, отгоняет злых духов — вот почему ею окропляют жилище и всякую вещь. Берегут ее весь год.
ПО материалам https://happy-school.ru